История создания и внедрения композитной арматуры

           Еще в шестидесятых годах ХХ века в СССР производились исследования в области неметаллической арматуры. В СССР (Минск, Москва, Харьков) была разработана непрерывная технология изготовления такой арматуры диаметром 6 мм из щелочестойкого стекловолокна малоцирконивого состава марки Щ-15 ЖТ, подробно исследованы ее физико-механические свойства.

К этому времени была выработана технология производства стекловолокна мало- циркониевого состава марки Щ-15ЖТ, с основным упором на устойчивость к агрессивным средам и соответственно долговечности материала. Первоначально для улучшения сцепления арматуры с бетоном на нее накручивалась по спирали стеклянная нить.

             Уже в 70-х годах в конструкциях из легких бетонах, в сваях, фундаментах применялась неметаллическая арматура. Особенно упор в ее применении пришелся на такие отрасли народного хозяйства как электроснабжение (опоры линии ЛЭП, электролизные ванны и пр.). Наглядный пример тому - сданные в 1975 г. в Гродно и Солигорске два опытных участка ЛЭП-10 кВ с траверсами из стеклопластбетона, а в 1979г. в районе г. Батуми -два опытных участка опор ЛЭП на 0,4 и 10 кВт с траверсами из бетонополимера, армированного стеклопластиковой арматурой диаметром 6 мм. Но не только в энергетической отрасли использовался этот инновационный материал . К примеру, 1975 г. Было закончено строительство первого в мире клееного деревянного моста длиной 9 м, балки которого с поперечным сечением 20х60 см изготовлены из древесины ели и армированы четырьмя предварительно напряжёнными пучками из четырёх стеклопластиковых стержней диаметром 4 мм. Второй мост в СССР со стеклопластиковой арматурой построен в 1981г. в Приморском крае через р. Шкотовка.

   Но не только в СССР шло развитие и внедрение неметаллических арматур. В Германии в начале 80-х годов стеклопластиковую арматуру стали применять для армирования бетонных мостов. В г. Дюссельдорф построен мост для пешеходного движения. Автодорожный двухпролётный мост шириной 15 м на Уленбергштрассей, армированный стеклопластиковыми стержнями, открыт для движения в 1987 г. Максимальная неподвижная нагрузка для транспорта составляет 600 кН ..

В 1986 г. и 1988 г. в Японии введены в строй мосты, в конструкции которых применена напрягаемая углепластиковая арматура, также положено начало использованию неметаллической арматуры в конструкциях морских портом сооружений.

В США стеклопластиковая арматура Parafil применена в конструкциях фундамента и пола при строительстве госпиталя Сан-Антонио (штат Техас).

 

   Масштабное применение стеклопластиковой арматуры началось с 90-х годов ХХ века и по настоящий момент ее можно назвать прорывом в области строительных материалов и самым перспективным инновационным материалом ХХI века.

Таблица

 

Диаметр, мм

Вес м.п. в кг.

Кол-во метров в тонне

Диаметр, мм

Вес м.п. в кг.

Кол-во метров в тонне

Арматура стальная класс А-III (А400С)

Арматура композиционная

6

0,22

4 505

4

0,02

50 000

8

0,4

2 532

4

0,02

50 000

10

0,62

1 621

6

0,047

21 276

12

0,89

1 126

8

0,075

13 333

14

1,21

826

10

0,126

7 936

16

1,58

633

12

0,169

5 917

18

2

500

14

0,246

4 065

20

2,47

405

16

0,44

2 272

22

2,98

336

18

0,58

1 724

25

3,85

260

20

0,73

1 370

 

АрмКо