История создания и внедрения композитной арматуры
Еще в шестидесятых годах ХХ века в СССР производились исследования в области неметаллической арматуры. В СССР (Минск, Москва, Харьков) была разработана непрерывная технология изготовления такой арматуры диаметром 6 мм из щелочестойкого стекловолокна малоцирконивого состава марки Щ-15 ЖТ, подробно исследованы ее физико-механические свойства.
К этому времени была выработана технология производства стекловолокна мало- циркониевого состава марки Щ-15ЖТ, с основным упором на устойчивость к агрессивным средам и соответственно долговечности материала. Первоначально для улучшения сцепления арматуры с бетоном на нее накручивалась по спирали стеклянная нить.
Уже в 70-х годах в конструкциях из легких бетонах, в сваях, фундаментах применялась неметаллическая арматура. Особенно упор в ее применении пришелся на такие отрасли народного хозяйства как электроснабжение (опоры линии ЛЭП, электролизные ванны и пр.). Наглядный пример тому - сданные в 1975 г. в Гродно и Солигорске два опытных участка ЛЭП-10 кВ с траверсами из стеклопластбетона, а в 1979г. в районе г. Батуми -два опытных участка опор ЛЭП на 0,4 и 10 кВт с траверсами из бетонополимера, армированного стеклопластиковой арматурой диаметром 6 мм. Но не только в энергетической отрасли использовался этот инновационный материал . К примеру, 1975 г. Было закончено строительство первого в мире клееного деревянного моста длиной 9 м, балки которого с поперечным сечением 20х60 см изготовлены из древесины ели и армированы четырьмя предварительно напряжёнными пучками из четырёх стеклопластиковых стержней диаметром 4 мм. Второй мост в СССР со стеклопластиковой арматурой построен в 1981г. в Приморском крае через р. Шкотовка.
Но не только в СССР шло развитие и внедрение неметаллических арматур. В Германии в начале 80-х годов стеклопластиковую арматуру стали применять для армирования бетонных мостов. В г. Дюссельдорф построен мост для пешеходного движения. Автодорожный двухпролётный мост шириной 15 м на Уленбергштрассей, армированный стеклопластиковыми стержнями, открыт для движения в 1987 г. Максимальная неподвижная нагрузка для транспорта составляет 600 кН ..
В 1986 г. и 1988 г. в Японии введены в строй мосты, в конструкции которых применена напрягаемая углепластиковая арматура, также положено начало использованию неметаллической арматуры в конструкциях морских портом сооружений.
В США стеклопластиковая арматура Parafil применена в конструкциях фундамента и пола при строительстве госпиталя Сан-Антонио (штат Техас).
Масштабное применение стеклопластиковой арматуры началось с 90-х годов ХХ века и по настоящий момент ее можно назвать прорывом в области строительных материалов и самым перспективным инновационным материалом ХХI века.
Таблица
Диаметр, мм |
Вес м.п. в кг. |
Кол-во метров в тонне |
Диаметр, мм |
Вес м.п. в кг. |
Кол-во метров в тонне |
Арматура стальная класс А-III (А400С) |
Арматура композиционная |
||||
6 |
0,22 |
4 505 |
4 |
0,02 |
50 000 |
8 |
0,4 |
2 532 |
4 |
0,02 |
50 000 |
10 |
0,62 |
1 621 |
6 |
0,047 |
21 276 |
12 |
0,89 |
1 126 |
8 |
0,075 |
13 333 |
14 |
1,21 |
826 |
10 |
0,126 |
7 936 |
16 |
1,58 |
633 |
12 |
0,169 |
5 917 |
18 |
2 |
500 |
14 |
0,246 |
4 065 |
20 |
2,47 |
405 |
16 |
0,44 |
2 272 |
22 |
2,98 |
336 |
18 |
0,58 |
1 724 |
25 |
3,85 |
260 |
20 |
0,73 |
1 370 |